В начале марта в нескольких средствах массовой информации появились публикации о несостоятельности проекта «Городец» в Красносельском районе Костромской области. Журналисты разными словами, но в один голос попытались разоблачить стартовавшую за несколько дней до этого рекламную кампанию нового коттеджного посёлка, запланированного неподалёку от Большого Андрейково. Таким образом, был дан старт массовой публичной антирекламной кампании проекта, который на сегодняшний день даже не начал реализовываться и существует лишь на бумаге. Судя по публикациям в СМИ, против планов подобной застройки на своей территории выступила глава Красносельского района Светлана Ковальская. Журналисты изучили имеющиеся по данному вопросу сведения и доводы обеих сторон выплеснувшегося в публичную площадь конфликта, чтобы попробовать пролить свет на истинное состояние дел вокруг проекта «Городец».
Благодаря или вопреки: есть ли жизнь за пределами МКАД
Согласно официальной статистике, только за последние 13 лет численность населения Костромской области сократилась на 100 000 человек. Если в 2011 году в регионе проживали 666 391 человек, то по состоянию на 2024 год – лишь 566 266 человек. Половина этих «потерь» — жители сельской местности.
При этом, численность населения, согласно указу Президента РФ от 28.11.24 года №1014 значится вторым в перечне показателей эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и деятельности исполнительных органов власти субъектов РФ. Также в этом перечне есть такие показатели, как объём ввода в эксплуатацию жилой и нежилой недвижимости, темп роста реального среднедушевого денежного дохода населения и темп роста физического объёма инвестиций в основной капитал.
Напомним, проект «Городец» — это проект комплексного развития территории в сельской местности. Реализация рассчитана на 16 лет. В результате на неосвоенной территории в 376 га, находящихся в собственности у инвестора, смогут поселиться около 8000 человек. В проекте школа, 2 детских сада, спортивный комплекс с бассейном, ТВЦ, магазины, кластер малого и среднего предпринимательства и многое другое.
Он был отобран в рамках федерального конкурса экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Стратегическая цель данного решения – остановить отток населения из районов и городов, актуальный и для Костромской области. Аналогичные проекты успешно реализованы и уже приносят положительные экономические, социальные и иные результаты в других регионах страны. В настоящий момент о проект КРТ готовится к реализации в соседней Ярославской области. Однако в Костроме власти, хоть и долгое время признают перспективность и важность проекта «Городец», на протяжении последних лет ставят ему всевозможные бюрократические и административные барьеры. А этой весной и вовсе объявили авторам проекта информационную войну с публичными обвинениями в преступлениях, доказать которые и даже подтвердить их факт пока никто не смог.
Истерика в прессе
Скандал вокруг «Городца» вспыхнул неожиданно и дерзко. 4 марта с десяток костромских и не только интернет-порталов и пабликов наперебой начали выдавать новости о сомнительных обещаниях построить малоэтажный жилой посёлок с инженерной и социальной инфраструктурой там, где это невозможно. Практически во всех публикациях в качестве источника информации фигурировала администрация Красносельского района и были цитаты главы муниципалитета Светланы Ковальской. Разберём некоторые их тезисы.
Главный аргумент о невозможности реализации проекта «Городец» строился на том, что речь идёт о землях сельскохозяйственного назначения.
«Строительство жилых домов и социальных объектов на земельных участках с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» и категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения» не допускается», — заявили на своей официальной странице в ВК сотрудники комитета по архитектуре Костромской области со ссылкой на ОГБУ «Костромаоблкадастр – Областное БТИ».
Едва ли в комархе могут не знать о том, что 1 марта 2022 года в силу вступил федеральный закон от 02.07.2021 г. №299, который допускает ИЖС даже на сельхозземлях при соблюдении ряда условий:
-
Обязательным является использование земли крестьянским (фермерским) хозяйством (КФХ), т.е. собственник должен не просто вести хозяйственную деятельность, а зарегистрировать КФХ, которое предполагает ведение любой сельскохозяйственной деятельности. И соответственно, если лицо владеет сельхозземлей, но не имеет КФХ, оформить постройку не получится.
-
Количество этажей не более 3-х.
-
Требования предъявляются и к площади строения, а именно общая площадь должна быть не более 500 квадратных метров.
-
Площадь застройки не должна превышать 0,25 % от всей площади участка.
Другими словами, данный правовой акт гласит, что, даже если данные земли не перейдут из категории сельскохозяйственного назначения в категорию, подходящую под ИЖС, что также позволяет действующее законодательство, возведение домов на них возможно. Более того, проектом предусмотрен целый кластер МСП, который предусматривает в том числе крестьянско-фермерские хозяйства и сельхоз производства. Похожая ситуация и со строительством коммунальной инфраструктуры.
«Обещанной инфраструктуры и домов на этой земле не может быть по закону» — пишет портал top24.
Вместе с тем, действующее законодательство разрешает прокладывать линейные объекты (дороги, коммуникации) через сельскохозяйственные земли. Для этого оформляется сервитут или временное пользование участками. То есть это тоже возможно при выполнении определённых условий.
«С коммунальными услугами есть проблемы даже в соседнем Большом Андрейково. В целом, на территории сельского поселения — слабые водонасыщенные грунты. Для того, чтобы обеспечить водой малоэтажную и малонаселенную деревню, пришлось установить две водонапорные башни», — написала Комсомольская правда в Костроме.
На это автор проекта Дмитрий Виноградов на портале K1NEWS.RU утверждает: «В проекте 6 собственных точек водозабора, модульные очистные сооружения, система въездных групп с дублёрами трассы и сетью внутрипоселковых дорог и проездов для каждой из 6 очереди и все иные необходимые объекты и сети ЖКХ, соответствующие современным стандартам, что не только исключает увеличение действующей нагрузки на существующие в соседних населённых пунктах объекты коммунальной инфраструктуры, но и в перспективе способно снизить её за счёт мощностей «Городца».
Что касается, строительства детских садов и школы, межрегиональный портал НаканунеRU, выразился об этих планах так: «…рассчитывать будущим жителям поселка Городец жить в загородном будущем поселке якобы со школой и детсадами — точно нельзя. И верить, что инвестор все это построит в рамках нацпроектов — значит, себя не уважать».
Однако согласно действующему законодательству о Комплексном развитии территорий, к которым относится и КРТ «Городец», инвесторы, реализующим подобные проекты, строить социальную, коммунальную и транспортную инфраструктуру обязаны. При этом никто не утверждает, что эти действия планируются за счёт средств национальных проектов. Построить всё это возможно за счет собственных средств и/или средств бюджета бюджетной системы. То есть, помимо национальных проектов, речь может идти как о государственно-частном партнёрстве, так и о строительстве инфраструктуры за счёт и силами инвесторов и их партнёров.
Следующим антирекламным пунктом стала информация о якобы ненормативном состоянии самого земельного участка о котором идёт речь и недобросовестности его правообладателей.
«Нам также удалось выяснить, что владелец участка оштрафован Россельхознадзором за ненадлежащее состояние территории. В настоящее время проводится работа по возвращению земель в нормативное состояние. Красносельская администрация направила обращения в полицию и прокуратуру с заявлением об обмане людей» — пишет издание SMI44.
На самом же деле, ООО «ИнвестКапитал», ни ООО «ГрадСтройКапитал», которые разрабатывали проект КРТ «Городец» и являются собственниками заявленных в нём 376 га земли, никаких подобных штрафов никогда не получали. К ответственности за ненормативное содержание сельхозугодий Россельхознадзором, возможно, был привлечён владелец соседнего участка, который к данному проекту в настоящий момент никакого отношения не имеет и на момент проведения проверки и вынесения штрафа не имел. То что, журналисты могли перепутать собственников – не удивительно. Некоторые СМИ приписывают проект некоей фирме «Городец», хотя если подобная и существует, то с двумя ООО, занимающимися инвестициями в КРТ в Красносельском районе, не связана. Удивляет, что использовать подобные искажённые факты может администрация района, на которую ссылаются СМИ.
Но больше всего не стеснялись в выражениях те, кто начал публично обвинять вышеупомянутые компании в уголовных преступлениях. Целый ряд публикаций о «Городце» в СМИ вышел с громкими заголовками «Не обманись: Мошенники обещают коттеджи там, где ничего-не-может-быть», «Бесперспективные земли: мошенники рекламируют «поселок-фантом» в Костромской области», «Мошенники обещают костромичам построить коттеджи». При этом, поставить позорный ярлык на проекте журналисты не побоялись, не имея на это достаточных оснований, что напоминает преднамеренную попытку очернить его в глазах общественности.
«В Красносельском районе выявлена схема мошенничества: злоумышленники обещают возведение коттеджного поселка в месте, где строительство не представляется возможным», — написал «МК в Костроме».
Мошенничество – это уголовно наказуемое деяние, и когда подобные обвинения звучат в публичной плоскости, у тех, кто их распространяет, должны быть доказательства своих слов. Статья 159 УК РФ определяет его как преступление, совершаемое путем обмана доверчивого лица, которое без сопротивления передает имущество. Стало быть, для подобных обвинений или подозрений должны быть зафиксированы факты передачи какого-либо имущества и потерпевшие от этого обмана лица. Ни того, ни другого про «Городец» сказать нельзя – пока это только проект комплексного развития территорий, никаких строительных процессах на данной земле не ведётся, не говоря уже о старте продаж недвижимости и заключении каких-либо сделок.
Более того, обвинить кого-либо в преступлении могут лишь правоохранительные или судебные органы, которые тему КРТ «Городец» не комментировали. По имеющимся данным в отношении проекта не только нет каких-либо вступивших в законную силу обвинительных приговоров в мошенничестве, но даже не заведено соответствующих уголовных дел. Совокупность этих обстоятельств позволяет неправомерно обвинённой стороне подготовить иски о защите чести, достоинства и деловой репутации и привлечь их распространителей к предусмотренной по закону ответственности, а также воспользоваться правом на ответ, либо потребовать опровержения недостоверной информации.
Но и это ещё не самые циничные утверждения, которые авторы проекта «Городец» прочитали о себе в интернете. Куда большее их удивление вызвали заявления о том, что в Администрации Красносельского района не знали о подготовке реализации проекта и не обладают подтверждающими этот факт документами.
«По информации администрации Красносельского района, участок не стоит в планах на застройку, а перевод земель из сельскохозяйственных в другую категорию не рассматривается даже в долгосрочной перспективе. Не существует документов, которые бы подтверждали начало реализации проекта», — пишут «Костромские ведомости». А в одной из публикаций глава Красносельского района Светлана Ковальская и вовсе рассказала, что к ней никто не обращался по вопросу строительства домов и проведению инфраструктуры.
И эти заявления вызывают недоумение. Ведь как выяснилось, в районной администрации не просто знают о проекте комплексного развития «Городец» на протяжении уже 18 лет, но и активно участвовали в его разработке и согласовании на разных этапах. И эти факты заслуживают отдельного внимания, поскольку проливают свет на предысторию конфликта.
Мы только за
История проекта КРТ «Городец» в Красносельском районе началась в далёком 2007 году. Согласно постановлению Правительства РФ от 05.05.07 №265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства», 22.06.07 был проведён конкурсных отбор. Из 39 заявок от 24 субъектов страны федеральная экспертная комиссия выбрала 22 лучших проекта в 17 регионах. В число одобренных попал и проект КРТ «Городец» в Костромской области.
постановление Правительства и Протокол отбора
Согласно положению, для участия в отборе проектов заинтересованное юридическое лицо по согласованию с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предлагается осуществлять реализацию проекта, и соответствующим органом местного самоуправления представляет в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству заявку на участие в указанном отборе, которая в 3-дневный срок направляется Агентством в комиссию для рассмотрения. И поскольку заявка «Городца» не просто была принята к рассмотрению, но и отобрана комиссией к реализации, проект был согласован как с администрацией Костромской области, так и с администрацией Красносельского муниципального района.
Этот факт находит своё подтверждение в протоколе совещания по рассмотрению проекта «Городец», предусматривающего застройку территории Боровиковской сельской администрации Красносельского района. Совещание при начальнике департамента строительства Костромской области Н.Т. Волкове состоялось 11 мая 2007 года в присутствии главы администрации Красносельского муниципального образования С.М. Ложникове и представителе инвестора Д.А. Виноградова. Протокол, под которым все присутствующие подписались, отмечает «целесообразность данного проекта, учитывая его социальную значимость».
протокол совещания от 11.05.07
Далее началась череда общественных слушаний и согласований на местах. 13 июня 2007 года концепцию одобрили жители деревни Андрейково, 15 июня – жители деревни Волчково, а 16 июня – жители деревни Боровиково. Эти факты подтверждаются выписками из протоколов слушаний №4, №3 и №6 соответственно, подписанные главой Боровиковского поселения А.Н. Михайлевским. 19 июня 2007 года Решением №70 Совет депутатов Боровиковского сельского поселения постановил «Согласовать схему территориального планирования по проекту «Городец».
И уже на следующий день, 20 июня 2007 года выходит Положение о территориальном планировании экспериментального инвестиционного проекта «Городец», подписанное Главой Боровиковской сельской администрации А.Н. Михайлевским, главой Красносельского муниципального района С.М. Ложниковым и утверждённое губернатором Костромской области Виктором Андреевичем Шершуновым. К положению прилагались оформленные Схема комплексного освоения территории и Схема территориального планирования, Границы зон планируемого размещения объектов жилищного строительства, которые также были завизированы всеми тремя подписантами.
Схема комплексного освоение территории проект Городец
Схема тер. планирования проект Красносельский район
На основании всех этих документов, 30 июня 2008 года глава Красносельского муниципального района С.М. Ложников отправляет на имя губернатора Костромской области Игоря Николаевича Слюняева письмо, в котором сообщает: «Администрация муниципального района одобряет представленный проект застройки, по вопросу перевода земель из категории сельскохозяйственного назначения в земли поселений не возражаем и представим необходимые документы для его осуществления».
письмо Ложникова Слюняеву от 30.06.08
Однако этого так и не произошло. Необходимых для реализации проекта изменений в схему территориального планирования Красносельского муниципального района и генеральный план Боровиковского сельского поселения, отражающие намерения по созданию территории комплексного развития «Городец» не были внесены. В качестве причин нарушения взятых на себя ранее обязательств заместитель губернатора, директор департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области А. И. Дмитриев назвал то, что данный инвестиционный проект «разрабатывался до утверждения документов территориального планирования». Впрочем, он же отмечает, что реализация проекта «Городец» возможна при внесении соответствующих изменений в СТП и ГП с прохождением процедур по их согласованию и утверждению в соответствии с градостроительным законодательством. И напомнил о праве инвесторов представить в администрацию свои предложения по внесению изменений в СТП и ГП в соответствии с п. 10 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ.
22 июля 2020 года уже новый глава Красносельского муниципального района А.А. Стецура подтвердил «намерения органов местного самоуправления района участвовать в подготовке и реализации инвестиционного проекта «Городец» в рамках программы «Комплексное развитие сельских территорий Костромской области» в границах Боровиковского сельского поселения». Также в своём официальном письме в адрес ООО «ИнвестКапитал» и ООО «ГРАДСТРОЙКАПИТАЛ» он предложил совместно подготовить проект рамочного соглашения по данному вопросу.
Все характеристики, технико-экономическое обоснование, анализ использования территорий, возможных направлений развития, прогнозируемых ограничений их использования и оценки возможного влияния планируемых для размещения объектов на комплексное развитие территории поселения, и прочие предусмотренные действующим законодательством параметры проекта его авторы направили в администрацию Костромской области 14 апреля 2021 года.
обращение по включению в перечень федеральных и региональных проектов проекта «Городец» от 13.04.21
В соответствии с обращением, 26.04.21 директор департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области С.Н. Кралин запросил необходимую для рассмотрения вопроса информацию у главы Красносельского муниципального района А.А. Стецуры.
В ответ Алексей Андреевич подтвердил, что в 2019-2020 гг. неоднократно проводились совещания по данному вопросу на уровне заместителя губернатора Костромской области и главы Красносельского района. И в очередной раз подтвердил, что «Администрация района поддерживает проект комплексного развития территории Боровиковского сельского поселения, с условием отражения в документации инвестпроекта обязанности инвестора обустроить инфраструктуру всей застраиваемой территории (строительство дорог, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, канализация и пр.) за свой счёт».
А в своём письме в адрес ООО «ИнвестКапитал» от 13 мая 2021 года заместитель губернатора Костромской области Д.В. Гальцев дополнил этот момент тем, что «по инициативе правообладателей КРТ осуществляется на основании договоров, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков. Договором должно быть предусмотрено, в том числе, выполнение обязательств по строительству объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры».
И на оба эти условия инвесторы охотно пошли, что нашло своё отражение в Соглашении о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков №1-КРТ от 2 августа 2021 года, которое было заключено по ранее озвученному предложению главы Красносельского муниципального района А.А. Стецуры.
В частности, соглашение обязывало правообладателей осуществить устройство дорог и проездов в соответствии с проектом планировки Территории; полное обеспечение объектов застройки Территории сетями коммуникации: газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, ливневая канализация, сети связи. А также передать после окончания строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, расположенных в границах Территории в эксплуатацию району, с заключением концессии с управляющей компанией, управляющей компании, созданной Сторонами, району без условий, либо иному лицу, согласованному Сторонами.
В свою очередь, Красносельский муниципальный район взял на себя обязательства по созданию условий для выполнения обязательств Правообладателей КРТ «Городец», обеспечить включение всех земельных участков Территории в границы Боровиковского сельского поселения, разработать и утвердить документацию по планировке территории на основе представленных Правообладателями и в дальнейшем выдавать им разрешения на строительство каждого объекта в установленные законодательством РФ сроки. Трёхстороннее соглашение было подписано генеральным директором ООО «ИнвестКапитал» Д.А. Виноградовым, генеральным директором ООО «ГРАДСТРОЙКАПИТАЛ» О.А. Сахаровой и главой Красносельского муниципального района Костромской области А.А. Стецурой.
все страницы Соглашения от 02.08.21
Глава следующая…
Казалось бы, все вопросы были урегулированы и до старта непосредственной реализации проекта оставался один шаг. Но в одночасье всё изменилось. По итогам выборов 17-19 сентября 2021 года главой Красносельского муниципального района стала Светлана Ковальская, которая повернула подход администрации к «Городцу» на 180 градусов. При этом истинные причины столь резкого отказа от взятых на себя прежними главами публичных обязательств и заключённых ими договорённостей, правопреемницей которых она является, до сих пор до конца неясны. Но вот что известно.
В период с августа по сентябрь 2021 года администрацией Боровиковского сельского поселения были проведены общественные обсуждения по проекту внесения изменений в генеральный план. Итог данных мероприятий стал для авторов проекта «Городец» неожиданным. 29 сентября 2021 года было подготовлено заключение, в котором заявителям было отказано во включении в границы населённого пункта испрашиваемой территории для дальнейшего освоения. А решение о комплексном развитии территории в соответствии с пп.2 п.1 ст. 5 Закона Костромской области №84-7-ЗКО принимается главой местной администрации.
письмо И.Е. Малякина от 27.04.23, ответ А.Е Афанасьева от 06.07.23 и ответ Малякина от 17.08.23
23 декабря 2021 года Собрание депутатов Красносельского муниципального района приняло решение №751 «Об утверждении проекта «Внесение изменений в проект схемы территориального планирования Красносельского муниципального района Костромской области» без обозначения в данном документе территории КРТ «Городец». При этом администрация района не разместила данные изменения в схему ТП, карту функциональных зон и положение о территориальном планировании во ФГИС ТП, как того требует ст. 57.1 ГрК РФ.
письмо Красносельской прокуратуры от 19.07.23
2 марта 2022 года ООО «ИнвестКапитал» и ООО «ГрадСтройКострома» направили в районную администрацию обращение о возвращении к исполнению районом взятых на себя по Соглашению от 02.08.21 обязательств. По результатам проверки, проведённой прокуратурой Красносельского района, данное обращение объективно и всесторонне не было рассмотрено. 30 июня 2022 года разработчики проекта «Городец» отправили в администрацию повторное обращение, но как показала, всё та же прокурорская проверка, направили ответ с нарушением положенного по закону 30-дневного срока. В итоге, в отношении первого заместителя главы администрации Красносельского муниципального района М.Е. Шуева было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ. Также в прокуратуре отметили, что отношения между инвесторами и администрацией района носят гражданско-правовой характер и должны решаться путём переговоров, а в случае не достижения договорённости, в судебном порядке.
письмо прокуратуры района от 09.09.22
Договориться, очевидно, не получилось. 26 октября 2022 года первый замглавы района Шуев был привлечён мировым судьёй судебного участка №30 к административной ответственности в виде штрафа. И, судя по всему, в ответ, 23 ноября 2022 года администрация Красносельского района направило в Арбитражный суд Костромской области исковое заявление о признании Соглашения от 02.08.21 №1-КРТ недействительным ввиду нарушения порядка его заключения, предусмотренного Градостроительным кодексом РФ и региональным законом №84-7-ЗКО «О комплексном развитии территорий в Костромской области» от 26.04.21, а также по причине заключения данного соглашения должностным лицом в отсутствие предусмотренных законом полномочий.
письмо прокуратуры области от 28.11.22
При этом в нарушение требований ч.9 ст. 9 того же самого Закона Костромской области №84-7-ЗКО от 26.04.21, администрация Красносельского муниципального района при рассмотрении обращения ООО «ИнвестКапитал» даже не осуществила проверку проекта планировки территории и проекта межевания территории на соответствие требованиям. Положенное по закону решение о проведение общественных обсуждений и публичных слушаний по данному проекту не принималось. Это отражено в результатах ещё одной проверки прокуратуры Красносельского района от 27 апреля 2023 года. Главе района Ковальской было внесено представление.
письмо прокуратуры района от 27.04.23
27 марта 2023 года администрацией Боровиковского сельского поселения был заключен муниципальный контракт на разработку проекта внесения изменений в генеральный план. И постановлением администрации Красносельского муниципального района №114 от 03.04.23 г. Было решено приступить к подготовке проекта внесения изменений в схему территориального планирования.
письмо Красносельской прокуратуры от 19.07.23
18 мая 2023 года обращение о реализации проекта КРТ «Городец» поступило в комитет архитектуры и градостроительства Костромской области. В своём ответе на это обращение от 1 июня того же года, ведомство сообщило, что администрация Красносельского района в течение 20 рабочих дней со дня получения пакета документов должна была их проверить на соответствие части 10 статьи 45 ГрК РФ и принять решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам. С учётом протоколов данных мероприятий, уполномоченный орган в течение ещё 20 дней либо принимает решение об утверждении документации по планировке территории, либо направляет её на доработку. Договор о КРТ направляется правообладателям земли в течение 30 дней со дня утверждения ППТ и ПМТ. И уже на основании этого договора начинает осуществляться комплексное развитие территории. При этом утверждение документации по планировке и подписание договора реализуются одновременно.
«Таким образом, факт утверждения документов территориального планирования Красносельского муниципального района и Боровиковского сельского поселения не является препятствием к рассмотрению администрацией Красносельского муниципального района документации по планировке территории в рамках принятия решения о заключении договора в целях реализации решения о комплексном развитии территории», — разъяснила и.о. председателя комитета, главного архитектора Костромской области А.В. Четвертухина.
Кроме того, в этом же ответе было подчёркнуто, что «результаты проведённых публичных слушаний в 2021 году не относятся и не могут быть рассмотрены в рамках принятия решения о заключении договора о комплексном развитии территории по инициативе правообладателя». А также, что согласно постановлению администрации Костромской области №147-а от 04.04.22 г., реализация решений о комплексном развитии территорий относится к случаям, которые общественных обсуждений и публичных слушаний для изменений в проекты ГП и ПЗЗ вовсе не требуют.
8 июня 2023 года прокуратура Красносельского района постановила, что требования, изложенные в представлении в адрес главы района от 27.04.23 года не исполнены, меры к устранению нарушений закона не приняты. В результате, подписавший ответ на представление первый замглавы района М.Е. Шуев вызван в прокуратуру для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ. 7 августа Судья Красносельского районного суда И.Н. Ильина постановила признать Шуева виновным и назначить наказание в виде штрафа 2000 рублей.
письмо Красносельской прокуратуры от 08.06.23
постановление суда, Шуеву штраф 5000₽
постановление суда от 07.08.23
Тем временем, 13 июня 2023 года генеральный план Боровиковского сельского поселения был направлен на согласование в администрацию Костромской области. Вместе с тем, с 20 июня по 14 июля 2023 года проходили общественные обсуждения по проекту внесения изменений в генеральный план Боровиковского сельского поселения, на которых рассматривались и предложения авторов проекта КРТ «Городец», поступившие в администрацию района ещё 08.12.22. Однако представленная в администрацию района 09.02.23 и 07.03.23 проектная документация по проекту КРТ «Городец» вновь не рассматривалась, что было обжаловано в Арбитражном суде Костромской области по заявлению от 10.04.23.
ответ областной прокуратуры от 26.09.23
А уже 19 июля 2023 года прокуратура Красносельского района по результатам проверки вносит второе представление в адрес главы района за размещение решения Совета депутатов №751 от 23.12.21 во ФГИС ТП с нарушением установленного 5-дневного срока.
письмо Красносельской прокуратуры от 19.07.23
7 августа 2023 года к разбирательству подключился региональный департамент экономического развития. В своём письме директор департамента А.А. Свистунов отмечает, что комплексное развитие отдельных территорий является одним из приоритетных видов инвестиционной деятельности в Костромской области. А сам проект КРТ «Городец», после урегулирования вышеназванных споров может претендовать на получение мер государственной поддержки по линии инвестиционной деятельности после включения в региональный реестр инвестиционных проектов.
31 августа 2023 года ООО «ИнвестКапитал» вновь направляет в районную администрацию предложение о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Боровиковского сельского поселения на основании утверждённой схемы территориального планирования. Это обращение также рассматривают с нарушением установленного законом срока. После чего, 09.11.23 года Красносельская прокуратура вносит главе района очередное представление, а первый замглавы М.Е. Шуев вновь вызывается в прокуратуру для возбуждения в отношении его дела об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ, и в декабре был привлечён к ответственности. Кроме того, в ходе проверки надзорное ведомство определяет, что «отказ администрации во внесении таких изменений не мотивирован».
письмо красносельской прокуратуры от 09.11.23
представление прокуратуры КР от 04.12.23
письмо областной прокуратуры от 28.02.24
заключение прокуратуры КО от 28.02.24
20 декабря 2023 года Решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области №1010 был утверждён проект внесения изменений в схему территориального планирования Красносельского района от 27.12.10 №40 (в редакции от 23.12.21 №751). И в этой схеме проекта КРТ «Городец» вновь не оказалось. При этом сам проект внесения изменений в СТП не был своевременно размещён во ФГИС ТП, как того требует закон, а направлялся заинтересованным органам исполнительной власти КО и органам местного самоуправления посредством электронной почты. Из ответа разрабатывающая проект компания ЗАО «Проектинвест» выяснилось, что разработчик программного обеспечения Mapinfo (США), в котором запрограммирована схема территориального планирования, прекратил техническую поддержку и ушёл из России из-за санкций. Фактически уже принятые изменения нашли своё отражение во ФГИС ТП лишь 18.01.24.Кстати, предыдущая редакция СТП от 23.12.21 была внесена во ФГИС ТП лишь 06.10.23, а СТП от 27.12.10 №40 и вовсе не была размещена в системе «по техническим причинам и в связи с отсутствием у сотрудников администрации определённых навыков». Поэтому данную схему можно найти лишь на сайте администрации Красносельского района.
письмо областной прокуратуры от 17.11.23,
письма красносельской прокуратуры от 03.03.2025, 05.03.25 и 07.12.2023
письмо районной прокуратуры от 11.10.23,
письмо красносельской прокуратуры от 23.01.24
Кто прав, кто виноват?
Определённый итог всей этой затянувшейся судебно-прокурорской тяжбе и бумажной волоките подвели в региональном комитете архитектуре и градостроительства. В своём письме от 24 января 2024 года и.о. председателя комитета, главного архитектора Костромской области А.В. Четвертухина сообщила следующее:
«Проект «Городец», подготовленный применительно к территории Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.05.07 №265, отобран в рамках конкурса экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства в 2007 году. В рамках подачи заявки на участие получено согласование проекта комплексного освоения территории от высшего органа исполнительной власти Костромской области и органов местного самоуправления Боровиковского сельского поселения.
На основании полученных соглашений, в том числе по результатам отбора конкурса, сведения о строительстве экспериментального жилого комплекса «Городец» отображены в материалах схемы территорального планирования Красносельского муниципального района Костромской области №40 от 27.12.10 в целях реализации проекта для жилищного строительства в соответствии с градостроительным законодательсвом.
Генеральный план и правила землепользования и застройки Боровиковского сельского поселения утверждены 13.09.12 и 07.06.13 соответственно. Однако, не перечисленных документах сведения проекта «Городец» не отображены, территория для комплексного освоения не обозначена.
В материалы Генерального плана и Правил с момента утверждения не вносились изменения в соответствие со Схемой №40, что является несоблюдением муниципальным образованием положений и требований статей 9, 23, 30 и 31 Градостроительного Кодекса РФ, в том числе в части учёта положений о территориальном планировании Схемы и внесения сведений о планируемом освоении территории в целях жилищного строительства при факте наличия подтверждения заинтересованности региона и муниципалитета в реализации такого проекта в 2007-2008 годах, а также гарантийных писем и соглашения о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков в 2020-2021 годах.
Бездействие органов местного самоуправления района в данном вопросе нарушает права заинтересованных лиц в реализации указанного проекта.
Помимо прочего, решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области от 20.12.23 №1010 утверждён проект внесения изменений в Схему, в соответствии с которыми исключено обозначение «строительство экспериментального жилого комплекса «Городец», а также «строительство жилого посёлка из местных материалов» на землях сельскохозяйственного назначения, в виду необходимости развития сельскохозяйственного производства на указанной территории.
Принимая во внимание данное решение, считаем необоснованным намерение администрации Красносельского района об изменении перспектив развития обозначенной территории ввиду ранее установленных соглашений с регионом, муниципальным районом и сельским поселением, а также активно проводимой государственной градостроительной политики в области жилищного строительства и комплексного развития сельских территорий.
В целях реализации прав заинтересованных лиц, Вы вправе оспорить принятое решение об утверждении внесения изменений в Схему от 20.12.23 №1010 с требованием о повторном включении проекта «Городец» в материалы документа территориального планирования и последующего приведения в соответствие с ним Генерального плана и Правил Боровиковского сельского поселения».
письма Комарха от 24.01.24, 13.06.24 и 24.07.24
Так инвесторы и поступили. В начале 2024 года в производстве Костромского областного суда появилось административное дело №3а-64/2024 по исковому заявлению ООО «ИнвестКапитал» к Собранию депутатов Красносельского муниципального района Костромской области о признании недействующим его решения от 20.12.2013 №1010.
письмо красносельской прокуратуры от 08.07.24 и ответ областной прокуратуры от 01.08.24
В результате 26 ноября 2024 года Костромской областной суд постановил признать решение Собрания депутатов Красносельского муниципального района Костромской области от 20 декабря 2-23 года №1010 «Об утверждении проекта изменений в схему территориального планирования Красносельского муниципального района Костромской области» не действующим полностью со дня его принятия. Однако районные власти пытаются оспорить это решение в апелляционном порядке и судебные тяжбы продолжаются.
решение Костромского областного суда от 12.11.24
В дополнение ко всему, 14 октября 2024 года Костромское отделение ПАО «Сбербанк» №8640 дал положительное заключение проекту и выразил готовность «рассматривать вопрос о финансировании проекта «Городец».
Таким образом, позиция авторов проекта «Городец» по обозначенным вопросам на протяжении 18 лет была неоднократно поддержана, федеральными, региональными и местными властями, департаментами строительства, ЖКХ и ТЭК, экономического развития, комитетом архитектуры и градостроительства, органами прокуратуры, коммерческими и некоммерческими организациями. Но называть их после всего этого мошенниками и обманщиками, как это сделали районные власти, СМИ и паблики в соцсетях как минимум странно, а по сути дела незаконно.
Напротив, непоследовательной, необоснованной, неудовлетворительной и незаконной, практически все эти инстанции, с тех пор, как район возглавила Светлана Ковальская, признают в отношении проекта «Городец» как раз позицию Красносельской администрации. В их действиях на данный момент уже можно усмотреть такие преступления как служебный подлог, злоупотребление должностными полномочиями, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, халатность, а теперь ещё и клевету. Не говоря уже о совокупности данных преступлений в угоду необъяснимой борьбы с перспективным инвестпроектом, обещающим многомиллионные налоговые и иные отчисления в бюджеты всех уровней.
Но последнее слово в данном вопросе, судя по всему, сможет поставить только суд. Лишь после этого станет очевидно, правы ли журналисты, очерняющие репутацию компаний, причастных к проекту «Городец», либо им следовало бы писать о превышении полномочий и недобросовестном выполнении обязанностей некоторых чиновников в Костромской области.
Прочие документы:
Представление прокуратуры КР 17.02.25
Прокуратура КО админ 06.03.2024
Прокуратура КР админ 01.08.2023 борщевик
Прокуратура КР админ 02.02.2023 Шуев штраф 5000